«Аксапта как знак достоверности»

Менеджмент, Производство, IT технологии

Артем Михайлов, начальник управления информационных технологий компании «Сибирский Антрацит»Артем Михайлов, начальник управления информационных технологий компании «Сибирский Антрацит», рассказал редакции TOPSINFO о том, почему при выборе ERP-системы компания остановила свой выбор на Microsoft Dynamics AX и как проходил процесс ее внедрения.

- Артем, расскажите, пожалуйста, немного о вашей компании.

«Сибирский Антрацит» — один из ведущих производителей высококачественного Ultra High Grade (UHG) антрацита, обладающий многолетним опытом самостоятельного освоения и развития угольных месторождений. Компания занимается добычей, обогащением и реализацией антрацитового угля, добываемого на месторождениях Западно-Сибирского региона России. Продукция «Сибирского Антрацита» поставляется в страны Европейского Союза, Китай, Японию, Южную Корею, Индию и Бразилию. «Сибирский Антрацит» является крупнейшим угольным предприятием в Новосибирской области, у нас работает более 2400 человек.

- Что подтолкнуло «Сибирский Антрацит» к внедрению ERP-системы, какие задачи ставила перед собой компания?

В конце 2006 г. компания запустила инвестиционную программу по созданию горно-обогатительного комплекса мощностью в 9,5 млн тонн в год. Увеличение производственных мощностей проходит в три этапа путем последовательной реализации трех отдельных проектов. В настоящее время идет реализация третьего проекта, предусматривающего увеличение производственной мощности до 9,5 млн тонн антрацита в год. До запуска программы сотрудники работали в локальных приложениях, и внедрение единой информационной системы было логичным шагом в условиях роста. Поэтому в общий инвестиционный план развития предприятия был также включен проект внедрения ERP-системы. При относительно небольших затратах эффект – как ожидаемый, так и фактический – оказался весьма существенным.

- Как вы выбирали систему и поставщика?

- Мы остановили свой выбор на Microsoft Dynamics AX прежде всего из-за ее легкости - не сильно тяжелая по затратам система позволяет накрыть все бизнес процессы на предприятии. В качестве поставщика мы выбрали TOPs Consulting, так как компания известна на рынке и хорошо себя зарекомендовала.

- Расскажите, пожалуйста, о проекте. Что именно было автоматизировано, какие модули внедрены?

Мы автоматизировали учет ТМЦ от заявочной кампании до складского учета, производство на фабриках и разрезах, управление автотранспортом, управление отгрузками и продажами угля, учет коммерческих затрат на реализацию угля, управление казначейством и платежами, учет основных средств и капитальных вложений, кадровый и табельный учет, учет налогов на имущество, НДС, налог на прибыль, учет финансовых инструментов. С 2012 года мы ведем в Dynamics AX бухгалтерский и налоговый учет, закрываем себестоимость. Как правило, Dynamics AX используют или только для бухгалтерского, или – что чаще - только для управленческого учета. Мы же используем ее для всех видов учета, и делаем это в единой базе, по тем принципам ведения нескольких видов учета, которые задумывались в системе ее архитекторами. Так концепция была выстроена изначально – все необходимые виды учета должны вестись в одной системе, как производные от одного первичного документа. Мы используем Аксапту не только как учетную систему, а именно как систему ERP, систему управления предприятием и его ресурсами.

Кроме этого, мы ведем в системе согласовательный процесс - договорной учет, заявочную кампанию на приобретение ТМЦ и совершение платежей.

- Какие результаты использования системы Microsoft Dynamics AX вы можете назвать?

Кроме детализированности и скорости предоставления информации для принятия решений повышено такое ее качество, как достоверность. Информация собирается способами, при которых влияние человеческого фактора сведено к минимуму. Авто- и железнодорожные весовые интегрированы в систему, значение каждого взвешивания попадает в журнал Аксапты с тензодатчика, минуя «руки» оператора. Интеграция системы учета топливных карт поставщика дизельного топлива дважды в сутки заливает нам данные сотен фактов заправок горнотранспортного оборудования без участия диспетчеров. Интеграция с системой GPS-трекинга горнотранспортного оборудования автоматически определяет количество рейсов самосвалов в путевых листах, остатки топлива на конец смены, данные по реальному пробегу углевозов. Учет рабочего питания сотрудников, реализованный на карточках системы контроля доступа, также импортируется в Аксапту. Все данные, которые возможно забрать в систему в автоматическом режиме, должны быть собраны автоматически, а то, что заводится «руками», должно быть проверено системой на доступные ограничения по бюджету, сроку, норме, логике процесса, быть чем-то подтверждено, «биться» с чем-то, независимым от оператора. Как итог - если информация маркирована «из Аксапты», это дает ей наивысший класс достоверности.

Когда компания последовательно растет, реализуя инвестиционную программу, сложно оценить в процентах экономию, достигнутую использованием ERP-решения. Но есть факты – например, все известные нам неликвиды ТМЦ относятся к «доаксаптовскому» периоду учета. Или то, что количество учетного персонала не изменилось, хотя с 2011 года по 2014 компания практически удвоила количество финансово-хозяйственных операций, если судить условно по платёжкам или по накладным на отгрузку угля, по количеству путевок.

- Было ли что-то необычное во время проекта, что-то, что Вас удивило?

Наверное, то, что вся эта комплексность и многообразие учета вошли в стандартную Аксапту без ключевых изменений ее архитектуры. Например, модули учета качества, обогащения угля, учета пробега и списания шин, повагонного учета стоимости перевозки и прочее, чего нет в стандартной версии, были дописаны нами и TOPS Consulting. Но база, составляющая основу управленческого, бухгалтерского и налогового учета в системе, осталась без изменений. Мы сейчас в спокойном режиме «накатываем» необходимые нам подписки на обновления системы 2009-ой версии, что было бы невозможно при значительной кастомизации.

Также интересен тот факт, что практически всю вторую половину проекта мы сделали с «виртуальной» командой аутсорсеров – фрилансеров, профессионально занимающихся разработкой. Сотрудничество вышло длительным и плодотворным –  с января 2012 года «виртуальные» коллеги из Московской области, Чувашии, Казахстана выполнили для нас более чем  полтысячи заданий на разработку. В 2011 году мы планировали аутсорс лишь как усиление местных разработчиков, но потом сделали ставку на аутсорсинг как на основной ресурс. Сотрудничество с фрилансером на мой взгляд на практике более стабильно, чем локальный штат.  Заинтересованность удаленного работника в результатах здесь «очищена» от того, удобно ли ему добираться до офиса или комфортен ли ему климат. Получается, что корректность постановки задачи и срок оплаты – единственное, что нужно для достижения результата. А этими факторами мы вполне в силах управлять.

- Как приняли новую систему сотрудники компании, были ли какие-то сложности, недовольство?

- Достаточно обычно. Сначала сотрудники, поставленные перед необходимостью работать с системой при ее старте, с трудом приняли отсутствие некой ранее дозволявшейся свободы действий. Потом же, когда пришло понимание того, какую часть ответственности берет на себя система, они начали спокойно работать в определенных им рамках. Вообще, корректность системы принято проверять на новых сотрудниках. То, насколько легко вновь принимаемые специалисты осваивают эту систему, говорит о ее адекватности их рабочему процессу. Уверен, отбери сейчас систему у любого сотрудника, он просто растеряется, не поймет, как ему выполнять свою работу дальше. Это как от Матрицы его отключить.


перезагрузить код

*Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством России.