Финансисты стремятся показать себя с лучшей стороны

Финансы

По материалам сайта www.cfo.com

Почти 60% финансовых директоров, бухгалтеров и других финансовых специалистов заявляют, что командам финансистов не хватает коммуникационных навыков и способностей концентрироваться на корпоративных целях, говорится в исследовании CFO.com.

Когда финансисты становятся экспертами в каких-то сложных вопросах, например, в учете затрат, они могут занять довольно высокое положение в корпорации. Но, чтобы подняться на высший уровень управления, необходимо видение и глубокое понимание направлений бизнеса.  

Пропасть между теми компетенциями, которые характерны для финансовых и бухгалтерских работников, и теми, которые свойственны топ-менеджменту, кажется, только расширяется. К такому неутешительному выводу пришло издание CFO.com по результатам проведенного в марте 2013 года опроса среди 442 финансовых директоров, бухгалтеров и других финансовых специалистов государственных и коммерческих компаний.

По мнению респондентов, представляющих американские корпорации с годовым оборотом от $50 млн до $1 млрд, сегодня работники финансовых подразделений имеют более чем достаточный набор компетенций для работы с данными и их анализом, но зачастую испытывают сложности в коммуникациях с высшим руководством.

Каких навыков больше всего сегодня не хватает профессионалам в области финансов и бухгалтерского сопровождения? 29% опрошенных ответили: «Выстраивания эффективных коммуникаций с другими группами
в компании» и «Способности фокусироваться на стратегических целях компании». Каждый четвертый респондент сказал, что не хватает «способности брать на себя ответственность в тех или иных ситуациях». Около 9% выбрали вариант «Применения навыков в ИТ» и только 8% – «Разбираться в финансовых вопросах».

Данные исследования

Как отметил один из респондентов, совершенствование навыков коммуникаций должно помочь сотрудникам финансовых служб и бухгалтерий подняться на более высокий уровень в своих компаниях. «Способность сотрудников выстраивать общение во всех функциональных областях имеет решающее значения как для самих финансовых специалистов, так и для организации в целом. Без развитых навыков коммуникаций способность влиять на стратегическое развитие компании будет весьма ограниченной», – заявил руководитель финансовой службы небольшого автоконцерна.

Уэйр Гроув (Ware Grove), финансовый директор компании CBIZ, предоставляющей консалтинговые услуги в области финансов и бухгалтерии и связанной с компанией Mayer Hoffman McCann, соглашается с этим. По его словам, если финансисты испытывают трудности при вербальных презентациях и письменном общении, что может стать тормозом на их пути в высшее руководство. «Люди, которые поднимаются на уровень руководителей бизнеса или финансовых директоров обычно имеют развитые коммуникативные навыки», – подчеркнул Гроув.

«Концентрация на работе с информацией – это типичное свойство бухгалтеров, от начального до верхнего уровня, – продолжает Гроув. – Но они часто недооценивают роль таких навыков, как эффективные коммуникации». По его словам, если люди разочарованы общением с главой финансовой службы, это не значит, что он не работает до 8 часов вечера или не привык обращать внимания на детали. Возможно, это потому, что он коммуницирует не очень удачно».

Финансы и бухгалтерский учет требуют точности, достоверности, а также определенного объема технических знаний, которые не так просто донести до других, даже в пределах одной команды. Уэйн Гроув говорит, что  бухгалтеру или другому сотруднику финансовой службы проще самому выполнять сложные задачи, чем ввести в курс дела кого-то другого. «Иногда бухгалтеры просто не хотят этого делать, даже понимая, что обучение коллеги с целью выполнения задачи – это инвестиция в будущее компании», – констатирует Гроув.

Хорошие коммуникации всегда окупаются. Это утверждение особенно характерно для финансовых подразделений тех компаний, которые работают в индустрии развлечений. Джим Блейк (Jim Blake), финансовый директор, вице-президент и главный казначей компании Morey’s Piers, владеющей развлекательным комплексом в городе Вайлдвуд (штат Нью-Джерси), считает, что штат бухгалтеров и финансистов действительно хорошо справляется с большими массивами информации и предоставляет проверенные данные, но таким специалистам не хватает умения общаться вербально и писать отчеты. «Когда я рассчитываю на помощь, я подбираю людей, которые обладают этими навыками», – говорит Блейк.

Даже в компаниях из производственной сферы важно иметь бухгалтерские и финансовые подразделения, которые умеют хорошо коммуницировать с остальной частью компании. «Сегодня на людей давит большое количество данных, поэтому один из главных процессов, которые мы  реализуем в компании, – это фокус сотрудников на коммуникациях», – говорит Брайан Валентайн (Brian Valentine), финансовый директор и вице-президент корпорации Lubrizol, производящей продукты тонкого химического синтеза, 100% «дочки» компании  Berkshire Hathaway, базирующейся в городе Виклифф (штат Огайо).

Lubrizol концентрируется на повышении квалификации сотрудников финансовой службы с помощью программы обучения, которая нацелена на ротацию специалистов на различных позициях каждые три года. Валентайн также отмечает, что в процессе обучения компания старается расширить перспективы каждой группы сотрудников, прививая такие ценности, как, например, фокус на клиенте. «С помощью программы ротации слушатели тренингов могут попробовать свои силы на разных позициях в компании», – замечает он.

«Это позволяет представить общую картину, – отметил в ходе опроса финансовый директор небольшой некоммерческой организации. – Часто бухгалтеры работают формально, не имея четкого представления о том, почему они это делают и как то, что они делают, влияет на финансовые услуги и деятельность организации в целом».

Схожее мнение у вице-президента телекоммуникационной компании с оборотом $1 млрд. «Помимо умения делать простые расчеты и представлять их в электронных таблицах и презентациях, профессионалы в сфере финансов и бухгалтерии должны обладать умением посмотреть на цифры и ответить на вопрос «почему?», – подчеркивает он.

В ходе исследования CFO.com такое качество как «умение думать стратегически» было отмечено 65% респондентами. По их мнению, это важно не только для топ-менеджмента, но и на финансовых департаментов и бухгалтерии. Однако 33% опрошенных, напротив, ответили, что стратегическое мышление важно только на верхнем уровне и не обязательно на более нижних.

Валентайн из компании Lubrizol отмечает, что «люди, приходя в компанию обладают методами бухгалтерского учета и техническими финансовыми навыками, но мы стремимся дать им нечто большее». Самую большую ценность представляют люди, которые «могут взглянуть со стороны и представить общую картину» – именно таких компания ищет на рынке труда.

По его словам, таким образом, финансовые сотрудники становятся партнерами бизнес-подразделений, чтобы лучше понять стратегию развития компании и руководствоваться перспективами глобального развития организации на своих рабочих местах. Lubrizol, большая часть бизнеса которой сосредоточена за рубежом, ожидает расширения экспансии в Азии, особенно в Китае, где она строит новый завод.

По словам финансового директора средней компании в области дистрибуции химических продуктов, корпоративное партнерство сегодня является общей темой для различных компаний. «Команда финансистов и бухгалтеров традиционно отвечает за сдачу баланса и финансовый учет. Но я подталкиваю их к тому, чтобы они становились партнерами бизнеса. Конечно, это вызов для них, ведь в этом случае о бизнесе нужно думать шире, чем только в терминах дебета и кредита».

По словам Уэйра Гроува из компании CBIZ, он будет доволен, если бухгалтера с помощью нового мышления смогут продвигаться вверх по карьерной лестнице. «Я хочу находить людей, у которых есть амбиции и которые хотят расти. Мне приятно, если каждый хочет в будущем стать продвинутым главным бухгалтером или финансовым директором», – говорит он.

Но если финансистов слишком глубоко погружать в стратегические вопросы, это может навредить их основной работе. Финансовый директор компании с оборотом более $1 млрд в год, которая специализируется на путешествиях и развлечениях, отмечает, что корпорации должны действовать осторожно, чтобы «бизнес не был на всех уровнях заполнен амбициозными и стратегически мыслящими менеджерами». «В конце концов, кто-то просто должен делать работу, – замечает он. – Все имеет ценность».

Больше общения, меньше расчетов

Так в чем же состоит решение? Среди средств, которые способствуют устранению пробелов в компетенциях, участники опроса заявили, что в первую очередь могло бы помочь обучение коммуникациям. Потенциальные участники команд бухгалтеров и финансистов должны сосредоточиться на совершенствовании своих коммуникативных навыков, как устных, так и письменных, еще в процессе обучения, а потом улучшать их на курсах повышения квалификации, утверждает CFO одной из средних финансовых компаний.

Кроме того, старший вице-президент телекоммуникационной компании с оборотом $1 млрд соглашается, что университеты обучают основам бухгалтерского учета и управления финансами. Но, по его словам, вузы практически не развивают аналитические способности, не учат тому, как проводить презентации и как выстраивать прочные отношения.

Можно сказать, что участники опроса в целом не выражают претензий относительно качества образования студентов, которые обучаются по программам управления финансами и бухгалтерского учета в американских университетах. Они просто хотят, чтобы в «микс компетенций» были добавлены дополнительные навыки, такие как  коммуникативность и стратегическое мышление.

Более 80% респондентов ответили «согласен» или «скорее согласен» по поводу утверждения, что американские студенты на финансовых факультетах получают адекватные современным требования профессиональные компетенции. При этом 10% ответили «не согласен», а 4% «полностью согласен». Тем не менее, в ходе опроса не обошлось без серьезной порции критики в адрес современной системы образования. Респонденты заявили, что в процессе обучения не хватает внимания этическим вопросам, что у многих профессоров мало практического опыта и что студенты недостаточно любознательны.

Как выразился главный бухгалтер одной из небольших частных производственных компаний, «в колледжах во главу угла по-прежнему стоит то, что позволяет быть успешными в компаниях, работающих по модели CPA, но не в больших корпорациях».

Во главе атаки

Эхуд Садан (Ehud Sadan), партнер компании Anchin, Block & Anchin, предоставляющей услуги финансового консалтинга для частных корпораций, характеризует ряд утерянных финансистами и бухгалтерами качеств одним словом: лидерство. По его словам, «и в существующих, и в новых сотрудниках мы в равной мере ищем как лидерские качества, так и технические навыки».

По его словам, способность к обучению, умение учиться быстро, навыки межличностного общения, умение решать проблемы и мотивировать других могут сделать настоящего лидера компании из бухгалтера или специалиста в области финансов. «Мы хотим, чтобы такие люди могли общаться с владельцами бизнеса и действовать в соответствии со стратегией компании. Для этого мы ищем все возможности межличностного взаимодействия», – подчеркнул Садан.

Он отмечает, что эти требования идут от клиентов. «Наши клиенты за прошедшие годы ждали большего от нас. Они хотели видеть в нас бизнес-консультантов, с которыми можно обсудить не только вопросы, лежащие в плоскости бухгалтерского и налогового учета, но и обсудить будущие операции, планы выхода на новые рынки, наладить общение с контактными лицами в экосистеме компании (например, с высокодоходными клиентами), то есть, заняться теми вопросами, которые выходят далеко за рамки традиционных бухгалтерских обязанностей».

Ряд участников опроса CFO.com назвали лидерство тем качеством, в котором явно нуждаются новые участники финансовых команд в компаниях. Старший вице-президент по финансам автоконцерна с оборотом $1 млрд говорит, что недостаток лидерских качеств может иметь печальные последствия. И потребность в лидерах будет только увеличиваться, так как самые молодые работники поколения «бэби-бума» уже подходят к пенсии.

Это касается и компаний, которые испытывают нехватку лидеров даже среди опытных бухгалтеров и финансистов. «У нас много штатных специалистов, которые привыкли выполнять работу формально, но не обладают любопытством и страстью к более глубокому изучению вопросов, чтобы выявить новые возможности и предъявить убедительные аргументы в пользу перемен», – отмечает исполнительный вице-президент компании сектора розничной торговли с оборотом $1 млрд.