ОАО «Калужский двигатель»

Решение TOPS Consulting на базе Microsoft Dynamics AX позволило предприятию:

  • Сократить «неликвидные запасы» на складах на 12 млн. рублей в год
  • Снизить объем запасов в цеховых кладовых на 40%
  • Увеличить объем производства и продаж на 20%
  • Обеспечить выпуск продукции в требуемые сроки

Полный контроль и прозрачность производственного процесса для ОАО «Калужский двигатель» обеспечило комплексное решение для управления предприятиями с дискретным типом производства, созданное компанией TOPS Consulting на базе системы Microsoft Dynamics AX. Система позволила предприятию увеличить объем производства и продаж на 20 %, снизить объем запасов в цеховых кладовых на 40 % и обеспечить выпуск продукции в требуемые сроки.

О заказчике

ОАО «Калужский двигатель» (ОАО «КАДВИ») – крупное машиностроительное предприятие численностью более 4500 сотрудников, основанное в 1966 году. Производит газотурбинные двигатели малой мощности для применения в наземных энергетических установках, газотурбинные электростанции, минитеплоэлектростанции, автономные средства электроснабжения, а также товары народного потребления – бензиновые двигатели, мотоблоки и навесное оборудование.

Ситуация

До мая 2004 года в качестве основного управленческого инструмента на предприятии «Калужский двигатель» использовалась бухгалтерская система отечественной разработки и ряд автоматизированных рабочих мест, настроенных на решение конкретных узкоспециализированных задач (расшифровка бухгалтерских проводок, кадровый учет, расчет заработной платы и другие). Cуществующие инструменты обеспечивали руководство аналитическими отчетами с опозданием, что затрудняло процесс принятия оперативных управленческих решений. Это обусловило необходимость внедрения современной интегрированной системы управления класса ERP.

Выбор решения

В результате закрытого тендера в качестве основы новой информационной системы управления предприятием была выбрана ERP-система Microsoft Dynamics AX. Партнером по внедрению стала компания TOPS Consulting со специальным решением на базе Microsoft Dynamics AX TOPS: Машиностроение и приборостроение для Microsoft Dynamics AX».

Решение

Создание новой системы управления проводилось в два этапа: на первом осуществлялась автоматизация управления финансами и логистикой, на втором – автоматизация управления производством.

1 этап внедрения: автоматизация контура финансов и логистики

Компания TOPS Consulting начала работу над проектом создания единой информационной системы управления ОАО «КАДВИ» на базе системы Microsoft Dynamics AX в мае 2004 года и завершила в сентябре 2006 года.

На первом этапе проекта внедрения Microsoft Dynamics AX проводилась автоматизация система управления финансами предприятия, включая бухгалтерский и налоговый учет и отчетность, бюджетирование и управление логистикой. Работы по внедрению финансово-логистического контура системы были завершены в мае 2005 года.

По результатам первого этапа проекта предприятие получило возможность вести в системе комплексный бухгалтерский учет: оперативно формировать бухгалтерскую, налоговую и управленческую отчетность, вести бухгалтерский и налоговый учет основных средств и нематериальных активов, вести бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов, осуществлять учет товарно-материальных ценностей, отслеживать ведение операций с контрагентами, своевременно получать информацию по состоянию финансово-хозяйственной деятельности.

«Реализация проекта на базе решения TOPS позволила нашему предприятию сделать большой шаг вперед. Мы не ошиблись в выборе партнера: компания TOPS Consulting зарекомендовала себя как профессиональная команда, работающая на достижение результата. Мы достигли первоначально поставленной цели и с помощью Microsoft Dynamics AX создали единое информационное рабочее пространство, реализовали взаимосвязанный процесс: «заказы-финансы-закупки-склады-производство-отгрузка-учет-анализ».

Ирина Владимировна Гусева
заместитель генерального директора по стратегическому развитию и управлению завода «Калужский Двигатель»

В ходе автоматизации участка управления денежными средствами были решены такие задачи как:

  • формирование банковских платежей на основании отмеченных и утвержденных заявок на оплату;
  • формирование и печать платежных документов (с возможностью предварительного просмотра до генерации и формирования проводок);
  • ведение истории операций, текущего сальдо и сальдо на дату по всем денежным счетам;
  • возможность копирования часто повторяющихся платежных документов.

В ходе запуска системы в промышленную эксплуатацию была реализована интеграция с четырьмя системами «клиент–банк», имеющимися на предприятии Заказчика.

Автоматизация учета и управления взаимоотношениями с дебиторами и кредиторами обеспечила:

  • получение оперативных данных по истории операций с контрагентом;
  • получение данных о текущем сальдо и сальдо на дату;
  • формирование книги покупок по выбранным контрагентам с возможностью реализации на их основе бухгалтерских проводок по начислению налогов;
  • формирование книги продаж;
  • данные по истории отгрузок и оплат по договорам, и сальдо в разрезе договоров;
  • автоматическое формирование акта сверки с контрагентом;
  • формирование в системе данных по текущей и просроченной кредиторской и дебиторской задолженности в разрезе контрагентов, договоров и сроков.

Реализация задач управления запасами позволила:

  • вести оперативный учет ТМЦ складских запасов в реальном режиме времени;
  • возможность оперативного получения информации о наличных запасах на складах, прихода от поставщиков и т.п.;
  • вести учет давальческого сырья, ответственного хранения, малоценных ТМЦ за балансом;
  • поддержать оптимальный уровень страховых запасов как покупных материалов и комплектующих, так узлов и полуфабрикатов собственного производства.

В результате автоматизации участка учета и управления основными средствами, в ERP системе сегодня ведется бухгалтерский и налоговый учет более 50 000 основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА).

Существует возможность создавать специфические отчеты по возрастному составу оборудования, необходимые предприятию для объективной оценки имеющихся производственных основных фондов.

В результате запуска дополнительного модуля «Расширенное бюджетирование для Microsoft Dynamics AX», разработанного TOPS Consulting, на предприятии реализовано ведение бюджета движения денежных средств и бюджета доходов и расходов. Этот механизм обеспечивает:

  • ведение платежного календаря на основании заявок на оплату (наличных и безналичных);
  • ведение классификатора бюджетных статей доходных и расходных;
  • регистрация плановых показателей для бюджетов на любой, принятый в компании бюджетный период, с возможностью ведения бюджетов, как по центрам ответственности, так и по бюджетным программам;
  • формирование фактических сумм исполнения бюджетов на основании разнесенных в системе данных;
  • бюджетирование взаимозачетов и бартерных операций;
  • анализ плановых и фактических данных по периодам, центрам ответственности, бюджетным статьям.

Кроме того, модуль обеспечивает автоматическое формирование плановых показателей для бюджетов следующего периода на основании бюджетов предыдущего периода с учетом определенных критериев.

2 этап внедрения: автоматизация контура управления производством и планирования

На втором этапе проекта автоматизировалась система планирования и управления производством в соответствии со стандартом MRP II, включая создание единой базы нормативно-справочной информации, которая поддерживает единую конструкторско-технологическую документацию предприятия, ведение производственного учета и диспетчеризации производства в реальном режиме времени, формирование единых синхронизированных планов сбыта, производства и снабжения.

Работы по внедрению контура планирования и производства были завершены в сентябре 2006 года.
 
Основой для управления производственной деятельностью предприятия стало создание единой базы нормативно-справочной информации. В системе ведется и поддерживается актуальная информация по всем необходимым предприятию объектам, в том числе:

  • ведение номенклатурного справочника;
  • ведение справочника контрагентов;
  • ведение справочника спецификаций;
  • ведение справочника состава изделий, машинокомплектов, деталей и узлов;
  • ведение подетальных норм расхода основного материала и комплектующих;
  • ведение подетальных норм трудовых затрат на единицу продукции;
  • ведение справочника производственных мощностей;
  • ведение справочника технологических операций и маршрутов;
  • ведение справочника взаимозаменяемости деталей и материалов;
  • ведение справочника нормативно-плановой калькуляции товарной продукции и полуфабрикатов собственного изготовления.

По контуру планирования новая информационная система обеспечила планирование сбытовой, производственной и снабженческой деятельности предприятия, в том числе:

  • ведение планов и прогнозов продаж;
  • расчет потребностей  в материалах, деталей, полуфабрикатах и трудовых затрат на производственную программу (MRPI) и с учетом складских запасов на центральных складах и незавершенного производства;
  • формирование страховых запасов материалов и ДСЕ;
  • расчет чистых потребностей в материалах, деталей и полуфабрикатах на производственную программу с учетом складских запасов и незавершенного производства;
  • планирование закупок;
  • планирование складских перемещений материалов и комплектующих с центральных складов в цеховые кладовые;
  • формирование объемного плана производства товарной продукции на год с разбивкой по кварталам и месяцам, по товарным группам;
  • формирование нормативно – плановой калькуляции товарной продукции по статьям затрат;
  • расчет трудовых потребностей;
  • планирование и формирование бюджета расходов по товарному выпуску.

Для ведения производственного учета решение обеспечивает:

  • учет замен материалов и ДСЕ;
  • расчет материальных потребностей с учетом замен материалов и комплектующих;
  • учет отпуска ТМЦ в производство;
  • межцеховой учет движения деталей и сборочных единиц;
  • учет полуфабрикатов (незавершенного производства);
  • учет брака, технологических и прочих потерь;
  • учет затрат по переработке давальческого сырья;
  • учет замен материалов, комплектующих и т.п.;
  • учет прямых производственных затрат (полуфабрикатный метод) в разрезе статей затрат и разрезе цехов; в разрезе двух субсчетов: по нормативной себестоимости и отклонению (ПБУ 5/1);
  • оценку незавершенного производства по нормативной себестоимости;
  • оценку плановой и калькуляция фактической прямой производственной себестоимости изготавливаемых изделий, узлов и деталей;
  • диспетчеризацию производства в реальном режиме времени.

По результатам второго этапа проекта предприятие получило возможность вести в системе полный цикл управления производством. В результате внедрения решения «TOPS: Дискретное производство» на предприятии реализовано формирование планов продаж, производственных планов, планов закупок материалов и комплектующих, плана загрузки производственных мощностей, диспетчеризация производства, оценка плановой и фактической себестоимости выпускаемой продукции и полуфабрикатов, незавершенного производства.

Результат

Запуск системы Microsoft Dynamics AX в промышленную эксплуатацию для ОАО «Калужский двигатель» обеспечил:

  • возможность ведения единой базы нормативно-справочной информации;
  • возможность получения на любой горизонт планирования системы взаимосвязанных планов  продаж и закупок, номенклатурных планов производства, плана по трудозатратам;
  • расчет потребностей  в материалах, деталей, полуфабрикатах на производственную программу (MRPII) и с учетом складских запасов на центральных складах, цеховых кладовых и незавершенного производства;
  • возможность оперативного диспетчирование производства в реальном режиме времени;
  • формирование и учет страховых запасов в производстве;
  • производственный учет в разрезе производственных заказов;
  • нормативный подетальный учет затрат в соответствии с ПБУ 5/1;
  • возможность непрерывного и полного отражения в учетных регистрах всех хозяйственных операций, изменяющих структуру активов и пассивов предприятия;
  • возможность получения отчетов по счетам с возможностью выборок и сортировок по всем заданным в систему аналитическим признакам;
  • учет и распределение затрат, гибкий механизм закрытия затратных счетов;
  • формирование налоговых регистров и реализация налогового учета в соответствии с ПБУ 18;
  • формирование баланса предприятия и всех приложений к нему;
  • своевременное получение достоверной и непротиворечивой информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Комплексная автоматизация предприятия на базе Microsoft Dynamics AX и специализированных решений TOPS Consulting позволила ОАО «Калужский двигатель»
ежемесячно формировать:

  • планы продаж по всем товарным линейкам – более 250 номенклатур с вложенностью до 12 уровня;
  • подетальные объемно-календарные планы производства – более 10 000 производственных заказов;
  • планы закупок материалов и комплектующих – более 4 000 номенклатур;
  • планы материального обеспечения подразделений – более 5 000 номенклатур;
  • бюджеты всех уровней;
  • баланс предприятия и все необходимые отчетные формы в системе

ежедневно в режиме реального времени формировать:

  • сменно-суточные задания рабочим или бригадам на основании плана производства;
  • требования-накладные на получение необходимых для производства изделия компонентов из цеховой кладовой;
  • нарядов на работы;
  • начисление заработной платы;
  • акты сдачи-приемки и передачи ДСЕ и готовой продукции;
  • накладных и счетов-фактур при отгрузке товарной продукции;

ежедневно в режиме реального времени контролировать:

  • уровень складских запасов по более 60 000 единицам ТМЦ;
  • уровень страховых запасов;
  • материальное обеспечение производства;
  • централизованную доставку материалов в производственные цеха;
  • пооперационное выполнение каждого производственного заказа; 
  • движение все материальных ценностей в производстве;
  • выполнение сменно-суточных заданий;
  • уровень незавершенного производства;
  • процесс закупки всех ТМЦ;
  • фактические суммы исполнения бюджетов и их отклонений.

Решение  TOPS на базе Microsoft Dynamics AX позволило предприятию:

  • Сократить «неликвидные запасы» на складах на 12 млн. рублей в год
  • Снизить объем запасов в цеховых кладовых на 40%
  • Увеличить объем производства и продаж на 20%
  • Обеспечить выпуск продукции в требуемые сроки

«В результате совместной работы ОАО «Калужский двигатель» и TOPS Consulting мы получили решение, отвечающее основным нашим требованиям как крупного машиностроительного предприятия со  сложным технологическим циклом производства и большим ассортиментом выпускаемой продукции. Появился рабочий инструмент, обеспечивающий ежедневное формирование требуемых оперативных данных, подкрепленных первичными документами системы, который позволяет проводить мониторинг работы основных бизнес-процессов и своевременно принимать необходимые оперативные и стратегические решения. Внедренное решение обеспечило возможность контроля производственного процесса от стадии выдачи сырья со складов в производство до сборки готового изделия, формирования взаимосвязанных планов, ориентированных на выполнение сроков поставки готовой продукции потребителям».

Юрий Александрович Лейковский
генеральный директор
ОАО «Калужский двигатель»


Вернуться к списку клиентов