ОАО «СИБЭКО» повышает эффективность управления бизнесом с помощью Microsoft Dynamics AX

ОАО «СИБЭКО» — крупнейшее предприятие Сибири, занимающееся производством электрической и тепловой энергии. ОАО «СИБЭКО» является правопреемником ОАО «Новосибирскэнерго» с 1 июля 2011 года. В состав генерирующих мощностей энергосистемы входят шесть тепловых электрических станций: ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 в Новосибирске и Барабинская ТЭЦ и Бийская ТЭЦ (ОАО "Бийскэнерго") г. Бийск. Кроме того, создан ряд дочерних компаний, профилированных по видам деятельности. Общая численность персонала ОАО «СИБЭКО» — 10 000 человек.

Мнение заказчика

«Мне тяжело давать оценки проекту по внедрению ERP-системы на базе MS DAX (в практике общения просто «Аксапта»), т.к. я являюсь куратором данного проекта внедрения и объективно оценивать не смогу», - прокомментировал директор по развитию Андрей Яковлев первые итоги, - «считаю, что важнее услышать оценку сторонних консультантов и специалистов в данной области. Могу сказать, что на проходимом в Москве «VI российском Microsoft Dynamics AX Forum» (организуется Российским подразделением Microsoft Business Solutions) проект внедрения Аксапты в ОАО «СИБЭКО» был оценен как проект, не имеющий аналогов в России по масштабам автоматизированных процессов и комплексности решений, реализованных в рамках ERP-системы.

Причин для этого несколько. Во-первых, большинство компаний, внедряющих ERP-системы, останавливаются после внедрения одного блока, «бухгалтерский учет», мы же автоматизировали комплекс процессов: «Производствеенный учет и планирование», «Техническое обслуживание и ремонт», «Бюджетирование», «Управление кадрами», «Управление запасами», «Бухгалтерский учет», «Налоговой учет», «Расчет заработной платы», «Управление договорами» и прочие.

Во-вторых, это сроки внедрения. Стартом проекта можно считать 25 марта 2009 года, когда был подписан приказ «Об утверждении спец проекта «Разработка и внедрение ERP-системы на базе программного комплекса Microsoft Dynamics AX», окончанием проекта сентябрь 2012 года, когда был запущен блок, связанный с закупками ТМЦ. Скажете, что 3,5 года, это много? Возможно, но все познается в сравнении. По-мнению экспертов, принявших участие в форуме, выполнение проекта в таком масштабе за такой период является рекордом! Если честно, мы сами не ожидали таких оценок от экспертов ИТ-отрасли.»

Источник: www.sibeco.su

Ситуация

До внедрения ERP-системы в компании существовали многочисленные программные комплексы, между которым отсутствовали автоматические связи. Это усложняло работу на смежных участках – там, где функциональные обязанности работника подразумевают работу одновременно в нескольких системах. С помощью ERP-системы компания планировала интегрировать бизнес-процессы предприятия в единую систему и сформировать единую информационную среду бизнес-приложений.

Выбор решения

В рамках выбора платформы был проведен тщательный анализ рынка ERP-систем и рассмотрены различные варианты, в том числе SAP, Microsoft Dynamics AX, Oracle и "1С". Важнейшими критериями отбора стали гибкость, масштабируемость и соотношение цена/качество.

«Система SAP не рассматривалась из-за недостатка гибкости, а "1С: Предприятие" не подходила из-за ценовых соображений - чтобы развить "1С" до необходимого уровня, ресурсов ушло бы гораздо больше, чем на внедрение Microsoft Dynamics AX. К тому же, это все-таки система с бухгалтерской идеологией. Нам она не подходила, поскольку мы отталкивались от задач производства», - отмечают в компании «СИБЭКО».

Конкурс по выбору ERP-системы и поставщика решения для ОАО «СИБЭКО» («Новосибирскэнерго») длился несколько месяцев, в нем приняли участие 11 компаний-интеграторов. В результате партнером была выбрана компания «АНД Проджект», предложившая комплексное ERP-решение на базе Microsoft Dynamics AX.

Решение

В ходе проекта были автоматизированы следующие участки: бюджетирование, управленческий, бухгалтерский и налоговый учет, кадровый учет и расчет заработной платы, управление техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР), управление производством и управление поставками топлива.

Одной из важных частей программы автоматизации бизнес-процессов энергогенерирующего комплекса стало внедрение контура ТОиР (специализированное решение «АНД Проджект: ТОиР на базе Microsoft Dynamics AX»). В качестве основной задачи было определено обеспечение четкого соблюдения плана-графика производства электроэнергии. Ввиду технологической сложности объектов энергетики, а также сложности взаимодействия генерирующего оборудования внутри единой энергосистемы, вопросы надежности работы оборудования были выделены как критически важные.

В связи с этим, в рамках проекта были реализованы несколько ключевых участков функциональности:

  1. Паспортизация оборудования, зданий и сооружений, а также объектов инженерных систем. Данная функциональность разрабатывалась для обеспечения многомерного учета технических данных и характеристик объектов ремонта во всем многообразии их связей между собой и вариантов включения в технологическую цепь. Эта часть являлась фундаментом построения дальнейшей аналитики, в том числе и аналитики по затратам на эксплуатацию по местам их возникновения.
  2. Управление ремонтными и ремонтно-строительными работами. В рамках данного этапа все работы, как по ремонту оборудования, так и по ремонту зданий и сооружений были переведены на автоматизированную нарядную систему. При этом предусматривалось согласование выдачи и приемки нарядов в системе, а также интеграция со сметным комплексом WinSmeta – так как большинство ремонтных работ выполнялось силами специализированных ремонтных организаций. В результате внедрения данного модуля, предприятие получило возможность вести историю ремонтов и аналитику по затратам в разрезе конкретных единиц оборудования.
  3. Ведение технического учета оборудования. Данный модуль предназначен для накопления основной информации по техническому учету (наработка, дефекты/инциденты, монтаж/демонтаж, пуск/останов), необходимой для расчета ремонтной программы предприятия. Благодаря накоплению информации в единой системе стало возможно не только прямое использование данных технического учета при расчете и актуализации ремонтной программы холдинга, но и в том числе для анализа и актуализации нормативной базы на основе фактической статистики технического учета.
  4. Подсистема планирования ремонтной программы. В рамках данного модуля были разработаны различные алгоритмы планирования периодического обслуживания и связаны с соответствующими группами и типами оборудования. Также была внедрения интегральная система автоматического расчета приоритета каждой работы в плане, на основании требований к надежности оборудования и ранжирования типов ремонта с точки зрения влияния на итоговую надежность.

В результате компания получила полнофункциональный контур ТОиР, включающий в себя все аспекты управления ремонтной программой предприятия, полностью интегрированный с другими частями комплексной системы управления предприятием. Таким образом, многие ключевые бизнес-процессы, например, бюджетирование, учет затрат по местам их возникновения и планирование закупок, стали сквозными и полностью контролируемыми с учетом всех аспектов и особенностей эксплуатации технического комплекса холдинга «Новосибирскэнерго».

Управление производством также строится в ERP, где настроены процедуры бизнес-планирования, позволяющие моделировать режимы работы основного оборудования. Что особо важно, теперь сотрудники получают оперативные отчеты по показателям работы станций и котельных. С помощью новой системы ведется производственный учёт и планирование расходов топлива и материально-производственных запасов (МПЗ), предоставляется информация для оперативного управления и решения задач промышленной безопасности.

Для каждого варианта производственной программы в системе возможен расчет плана потребности в натуральном топливе, маржинального дохода, расчет потребности и формирование плана закупок МПЗ.

Оперативность получения отчетности обеспечивают:

  • Ежесуточный сбор основных и добавочных технико-экономических показателей по работе генерирующих подразделений предприятия. Расчёт конденсационных показателей режимов энергетической догрузки и разгрузки турбогенераторов на основе справочных и добавочных технико-экономических показателей ТЭЦ.
  • Ежесменный сбор консолидированной оперативной информации о режиме работы основного оборудования электростанций предприятия, заданных и фактических параметрах по выработке электроэнергии и отпуску тепла.
  • Ежесуточный сбор консолидированной оперативной информации о режиме работы локальных котельных предприятия, сбор данных. Вносятся данные по составу основного оборудования, параметрах теплосети и расходах топлива.
  • Оперативное ведение информации о средней часовой за сутки паровой нагрузке котлов, электрической и тепловой мощности турбин, тепловой нагрузке турбин и РОУ в виде таблицы за месяц.
  • Ежегодное формирование и сопровождение Графика промышленной безопасности;
  • Ведение актуализированного журнала проведения мероприятий промышленной безопасности. Специализированный модуль «Производственный учет и планирование» связан с модулем «Управление запасами», что позволяет формировать план закупок на основании потребности в МПЗ. Интеграция с модулем «Бюджетирование» обеспечивает расчет маржинального дохода по варианту производственной деятельности, что позволяет выбрать оптимальный вариант производственной программы. В рамках проекта также реализована связь с модулем ТоиР для получения информации о составе и планируемых простоях в ходе мероприятий по ремонту и обслуживанию оборудования в рамках бизнес-планирования.

В ходе проекта автоматизирована производственная деятельность генерирующих подразделений предприятия в составе пяти тепловых электрических станций и 35 локальных котельных. В ERP-системе содержится более 400 различных технико-экономических показателей с настройкой индивидуального расчета для каждого при необходимости, а также предусмотрена возможность смоделировать неограниченное количество вариантов производственной программы предприятия и выбрать наиболее оптимальный. С помощью Microsoft Dynamics AX ведутся наиболее трудоёмкие расчёты в ходе бизнес-планирования деятельности предприятия, а также производится подготовка исходных данных для процессов бюджетирования.

Интересной особенностью проекта стала автоматизация подготовки комплексной программы закупок (КПЗ).

Этот участок был одним из самых сложных, но и наиболее продуктивным для экономики предприятия. Суть программы заключалась в установлении жесткой регламентированной цепочки между заявочной кампанией подразделений, прошедшей через «сито» бюджетного и функционального согласования, исполнителями закупок товарно-материальных ценностей (отдел материально-технического снабжения), складом и бухгалтерией. Каждый документ в ERP-системе рождается только на основании предыдущего.

Олег Ботов, руководитель проекта со стороны ОАО «СИБЭКО»

С помощью системы оптимизированы материальные потоки – остатки по складу отражаются в режиме реального времени, и в системе реализован процесс управления поставками топлива.

Для планирования закупок используется механизм плановых потребностей модуля «Управление запасами», данные плана потребностей в разрезе номенклатур, поставщиков, центров финансовой отчетности, центров возникновения затрат формируют плановую годовую комплексную программу закупок, исполнение по которой может формироваться ежемесячно с целью отслеживания отклонений.

Задача снижения складских остатков, поставленная перед предприятием, не могла бы быть качественно решена всепроникающей складской аналитики центра финансовой ответственности (ЦФО), к которой относится каждый оприходованный товар. При этом информация о ЦФО наследуется документами с самого первого уровня – от заявки на потребность непосредственного владельца бюджета на материалы. Весь складской запас сейчас имеет свою «метку», свой «тег» – кому он был куплен? – что облегчает работу по снижению товарных запасов того или иного склада и делает более простым согласование закупок на следующий отчетный период, - комментирует Олег Ботов.

За счет использования ERP значительно повысилась эффективность бухгалтерского и налогового учета в компании - упрощен процесс подготовки информации для отчетности и увеличена скорость закрытия периода (до 10 числа). В разрезе управления кадрами и расчета заработной платы - кадровый документооборот формирует базу для расчета заработной планы кадровый документооборот формирует базу для расчета заработной платы, который производится централизовано по всему предприятию.

Кроме того, произведена децентрализация функций при работе с первичными документами - определены роли участников процессов, документы вводятся в систему в местах возникновения и маршрутизируются системой ответственным сотрудникам. На финальном этапе согласования происходит формирование проводок по ранее настроенным правилам.

В ходе проекта построено единое информационное пространство для всех подразделений компании и юридических лиц компании «СИБЭКО». Как результат, обеспечена прозрачность компании для руководства и инвесторов. С помощью ERP стало возможным оперативно получать отчетность, на основании которой принимаются управленческие решения и прогнозируются различные ситуации.

В ходе создания системы управления для ОАО «СИБЭКО» использован функционал специализированных решений на базе Microsoft Dynamics AX: «АНД Проджект: Расширенные финансы для Microsoft Dynamics AX», «АНД Проджект: Бюджетирование для Microsoft Dynamics AX», «АНД Проджект: ТОиР на базе Microsoft Dynamics AX», «АНД Проджект: Расширенный расчет заработной платы для Microsoft Dynamics AX» и «АНД Проджект: Расширенный кадровый учет для Microsoft Dynamics AX».

***

ОАО «СИБЭКО» — крупнейшее предприятие Сибири, занимающееся производством электрической и тепловой энергии. ОАО «СИБЭКО» является правопреемником ОАО "Новосибирскэнерго" с 1 июля 2011 года. В состав генерирующих мощностей энергосистемы входят шесть тепловых электрических станций: ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 в Новосибирске и Барабинская ТЭЦ и Бийская ТЭЦ (ОАО "Бийскэнерго") г. Бийск. Кроме того, создан ряд дочерних компаний, профилированных по видам деятельности. Общая численность персонала ОАО «СИБЭКО» — 10 000 человек.


Вернуться к списку клиентов

«Система SAP не рассматривалась из-за недостатка гибкости, а "1С: Предприятие" не подходила из-за ценовых соображений - чтобы развить "1С" до необходимого уровня, ресурсов ушло бы гораздо больше, чем на внедрение Microsoft Dynamics AX. К тому же, это все-таки система с бухгалтерской идеологией. Нам она не подходила, поскольку мы отталкивались от задач производства», - отмечают в компании «СИБЭКО»