ОАО «Таттелеком»

ОАО «Казанская городская телефонная сеть» — ведущий оператор связи в Казани, доля рынка которого составляет около 97% услуг местной телефонной связи. В настоящее время осуществляется интеграция ОАО «Казанская ГТС» с компанией «Таттелеком» — крупнейшим оператором связи Татарстана, который насчитывает 9 филиалов, располагающихся по всей территории республики, и предоставляет услуги телефонной, пейджинговой и документальной связи, проводного вещания, передачи данных.

Развитие компаний и процесс интеграции операторов связи требовали пересмотра механизма управления. Чтобы эффективно руководить растущим предприятием, нужно видеть бизнес в комплексе, оперативно отслеживать рентабельность развивающихся направлений.

Для повышения оперативности и согласованности действий структурных подразделений необходимо использование единой информационной среды. Таким образом, требовалось создание единой управляющей системы, в которой был бы реализован весь спектр функций управления, в том числе бухгалтерского и налогового учета, управления кадрами.

Принцип выбора

При выборе системы принимался во внимание факт интеграции между ОАО «КГТС» и ОАО «Таттелеком», так как интеграционные процессы отражаются на механизмах управления, способах решения задач учета и бюджетирования. Задачи объединения подразумевают использование единых методик управления и единой информационной системы.

В сентябре 2003 года Министерство связи республики Татарстан совместно с руководителями ОАО «Казанская ГТС» и ОАО «Таттелеком» объявили тендер. В его рамках рассматривались системы российских и зарубежных разработчиков, а участие в нем приняли как столичные, так и региональные компании, занимающиеся внедрением ERP-систем. В результате тендера было выбрано отраслевое решение на базе системы Microsoft Business Solutions — Axapta, разработанное компанией «TOPS Consulting».

Закрытие счетов и распределение затрат

Ряд функций в финансовом учете любой телекоммуникационной компании, например, распределение затрат, сложно реализуемы. Использовавшаяся в КГТС автоматизированная бухгалтерская система не позволяла качественно осуществить эту процедуру из-за недостаточного уровня аналитической поддержки. В свою очередь, отсутствие этой процедуры не давало объективно оценить себестоимость предоставляемых услуг. Необходимый модуль был реализован во внедренной ERP-системе. Он позволил полностью автоматизировать процедуру «попроцессного» учета затрат, что дает возможность рассчитать себестоимость в разрезе каждой услуги. Модуль позволяет создавать произвольные шаблоны распределения затрат, используя древовидный справочник параметров (натуральных показателей). Пользователь может описывать базы распределения в виде формул, в которых в качестве элементов выступают показатели справочника. Возможность настройки счетов списания и счетов назначения позволяет рассчитывать сумму, подлежащую списанию, по одним счетам, а списывать эту сумму — с других. При этом можно распределять суммы не просто на счет, а в пропорции по его аналитическим разрезам. Результат внедрения данной функциональности — прозрачность затрат в разрезе каждой услуги и возможность проводить обоснованную тарифную политику.

Бюджетирование и планирование

Операторы связи, как правило, планируют свою деятельность на длительные периоды (год и более). Инструментом планирования в телекоммуникационных компаниях является бюджетирование. Процедура создания бюджета в данном случае усложняется тем, что бюджеты включают большое количество статей затрат. В соответствии с разработанной в компании «Казанская ГТС» методикой планирования, в ходе проекта был внедрен специализированный модуль бюджетирования, входящий в состав отраслевого телекоммуникационного решения компании «TOPS Consulting». Модуль позволяет формировать бюджеты предприятия с любым количеством уровней вложенности, обеспечивая распределение бюджета как «сверху вниз», так и «снизу вверх». Кроме того, с помощью данного модуля можно осуществлять план-фактный анализ отклонений. При планировании бюджета могут использоваться натуральные показатели. Модуль даст возможность вести бюджетирование как на основе планирования доходов и расходов (БДР), так и кассовым методом (БДДС): создавать бюджеты, контролировать их исполнение по центрам финансовой ответственности, а также по бюджетным инвестиционным программам.

Процесс внедрения Microsoft Axapta

Создание системы управления ОАО «КГТС» началось осенью 2003 года и проходило поэтапно. На первом этапе специалисты «TOPS Consulting» начали обследование предприятия и анализ бизнес-процессов, подлежащих автоматизации, а параллельно внедрили модуль «Учет основных средств». На следующем этапе проходила разработка, настройка и тестирование прототипов системы для КГТС. Этот этап занял 5 месяцев работы проектной команды и был завершен в мае 2004 года. За это время были подготовлены и перенесены в систему унаследованные данные, проведено обучение пользователей. В июне 2004 года в системе Microsoft Axapta был подготовлен пробный баланс за первое полугодие. А с июля новая система стала использоваться в качестве единственного инструмента бухгалтерского и налогового учета. Одновременно с внедрением системы управления финансами, с мая 2004 года, «фронт работ» расширился за счет добавления автоматизации учета кадров и заработной платы, а также внедрения модуля «Бюджетирование». Внедрение решения было завершено осенью 2004 года. А с начала 2005 года система перешла в стадию поддержки. Таким образом, менее чем за год полномасштабное ERP решение на базе Microsoft Axapta было разработано, развернуто и запущено в промышленную эксплуатацию. «Мне очень приятно, что Казанская городская телефонная сеть стала одним из пионеров в телекоммуникационной отрасли Татарстана, не только решившись на инновации в области управления, но и успешно реализовав сложный и трудоемкий проект внедрения автоматизированной системы управления», — говорит Ахмат Фахриев, генеральный директор ОАО «Казанская Городская Телефонная Сеть».

Результат

Внедрение системы было завершено в запланированные сроки, бюджет на проект не был превышен. Реализация методики бюджетирования позволила создавать и отслеживать выполнение бюджета доходов и расходов с помощью специальных инструментов управления финансами и основными средствами предприятия. Введен в эксплуатацию «попроцессный» учет затрат с возможностью оценить себестоимость в разрезе каждой предоставляемой услуги. Автоматизация учета основных фондов дала компании возможность автоматически рассчитывать НДС по введенным в эксплуатацию капитальным вложениям. По словам Ахмата Фахриева, внедрение системы «поможет более гибко управлять компанией, быстрее развиваться за счет эффективного использования внутренних ресурсов и совершенствовать механизмы расчетов с абонентами». Ахмат Фахриев подчеркивает, что на выбор системы и поставщика решения оказывали влияние такие факторы, как соответствие функциональности решения задачам предприятия, наличие законченных успешных внедрений на аналогичных предприятиях и стоимость системы. Большое значение имели также сроки внедрения, которые компания-поставщик могла предложить, опираясь на опыт подобных проектов. «Нам важно, чтобы решение было уже опробовано в других российских телекоммуникационных компаниях. В процессе выбора наши специалисты посетили предприятия, где такая система уже работает, в частности, ОАО «Ленсвязь». Здесь решение на базе Microsoft Axapta успешно эксплуатируется уже с января 2002 года. Кроме того, мы внимательно изучили опыт автоматизации в ОАО «Ростелеком», крупнейшем российском операторе связи. И по результатам оценки предлагаемых вариантов, на основании перечисленных критериев и была выбрана компания. 


Вернуться к списку клиентов